ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Калининское сельское поселение
ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕНЮ

В соответствии с законодательством Российской Федерации земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Поэтому с целью контроля справедливого распределения и целевого использования земель необходимо осуществление государственного земельного надзора. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.  Также эта деятельность направлена на систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирования состояния исполнения данных требований подконтрольными органами и лицами при осуществлении ими своей деятельности.

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Мероприятия государственного земельного надзора могут осуществляться в виде плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства РФ.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых и утверждаемых органами государственного надзора в соответствии с их полномочиями.

 Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

По общему правилу плановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года, а срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Однако при осуществлении государственного земельного надзора применяется риск-ориентированный подход. В данном случае периодичность проведения проверки зависит от категории риска.

Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) государственного земельного надзора согласно приложению № 2 к Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение о государственном земельном надзоре).

Проведение плановых проверок использования юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

– для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, – не чаще чем один раз в 3 года;

– для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного надзора не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Пунктами 7(1) и 7(2) Положения о государственном земельном надзоре предусмотрена обязанность использования должностными лицами Росреестра проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении  Росреестром земельного надзора, утверждена приказом Росреестра от 22.11.2017 № П/0530.

Используя проверочные листы (списки контрольных вопросов), юридические лица и индивидуальные предприниматели могут подготовиться к проверке соблюдения требований земельного законодательства и устранить имеющиеся недочеты в данной сфере.

С утвержденной формой проверочного листа (списка контрольных вопросов) заинтересованные лица могут ознакомиться на сайте  Росреестра.

Организация и проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии со статьей 10 Закона № 294-ФЗ.

Предметом внеплановой проверки является:

соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются надзорным органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Проведение внеплановой проверки также требуется согласовать с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан.

По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) должностными лицами органа государственного надзора, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В случае выявления нарушения обязательных требований земельного законодательства к акту проверки прилагается предписание об устранении выявленных нарушений, а также принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

 В результате осуществления государственного земельного надзора на территории Омской области за 2019 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 269 проверок (77 плановых проверок и 192 – внеплановых), в ходе которых выявлено 149 нарушений законодательства РФ.

По итогам выявленных нарушений к административной ответственности привлечен 71 субъект предпринимательской деятельности, общая сумма штрафов составила 4 млн. 330 тысяч рублей.

 

Наталья  Веселова,

специалист-эксперт

отдела государственного земельного надзора

Управления Росреестра         по Омской области.

Кто на сайте

Сейчас на сайте 45 гостей и нет пользователей

Авторские права

© 2024 Официальный сайт Калининского сельского поселения Омского муниципального района. Все права защищены.
Joomla! CMS - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
© 2024 Калининское сельское поселение ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Design by 2SD
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.